словарь терминов
московской концептуальной школы

приложение 2

(дополнительные словари терминов, слов и выражений московской концептуальной школы)

дополнительный словарь Ю. Лейдермана

  • АЛЛЮВИАЛЬНАЯ ЛАМПА — особого рода осветительный прибор, обеспечивающий также постоянное просыпание песка вдоль прибрежных обрывов1. «Соколов, Циолковский, Чижевский, Центральная Европа», 1998
  • АНАЛЬНЫЕ ШАРИКИ — составные части структур кристаллического шороха2. «Полет, Уход, Исчезновение», 1994
  • АНДЕРСЫ — совокупное название субъектов европейской истории (в основном в германском регионе). «Великие переселения народов», 1994
  • АППАРАТЫ — здесь: графические констелляции, возникающие как резонанс нескольких 1 Аллювий (геол.) — продукты разрушения горных пород (песок и др.) в прибрежных отложениях. 2 Название связано с одним из перформансов Мэттыо Барнея. [123] различных по природе сил. В этом смысле А. противостоят «механизмам», одномерным причинно-следственным конфигурациям. «General reminder» (каталог выставки), 1998
  • АППАРАТЫ ВАРУМКРОФТА — осветительные приборы для изучения внутреннего устройства помостов. Часто представляют собой снабженные фонарями ящички с наборами карточек рифмующихся слов. (см. также: осн.сл., варум-варумныедела). «Всемирная история помостов», 1994
  • АТЛАНТИЧЕСКОЕ НЕБО — инстанция, натягивающая резинки, отделяющие следствия от причин. «Полет, Уход, Исчезновение», 1994
  • БАНЫ — некий обобщенный центральноевропейский объект. Соединяет в себе бани, шлюзы, мосты и т.п. «Соколов, Циолковский, Чижевский, Центральная Европа», 1998
  • БАРХАТНЫЕ ШТАНИШКИ — знак рождения в художественной семье. «Олор», 1997
  • БАСТЕН — суггестия «грозного полета», существо наподобие хищной птицы. Обитает в Западной Европе3. «Полет, Уход, Исчезновение», 1994
  • БОЛЬШОЙ ДИЛЕТАНТСКИЙ ВЗРЫВ — переход от сингулярности безличного события к 3 Марко ван Бастен — известный голландский футболист. [124] разбегающимся субъективным восприятиям (по аналогии с космологическим «Большим Взрывом»). «Имена электронов», 1995
  • БОРОДАВОЧНЫЕ ХОЛМЫ (материнские) — составляющие европейского рельефа, между которыми происходят переселения народов. «Великие переселения народов», 1994
  • БРАТИШКИН КОСТОЛОМ — брат и сестра в ракурсе неотличимости друг от друга. «Морские дела», 1995
  • БРЕКЧИЯ — здесь: желеобразные пищевые продукты (холодец и пр.), представляемые в виде геологических образований4. «Олор», 1997
  • ВАНЫ — вымышленные существа небольшого размера, добыча бастена. Обитают в Западной Европе. «Полет, Уход, Исчезновение», 1994
  • ВЕЛИКОЕ ДЛЯ — доминирующая повседневная инстанция Европы. «Всемирная история помостов», 1994
  • ВЕЛИКОЕ ЧТО — частично проявляющаяся ныне инстанция Европы, устремленная в будущее. Обычно возникает на помостах в образе блондинки в черном трико, с хвостиком волос, стянутых на затылке. «Всемирная история помостов», 1994 4 Брекчия (геол.) - тип горной породы. [125]
  • ВОСЬМИЧКОВ — собирательный образ адепта «русского космизма». «Морские дела», 1995
  • ВРАЧИ-РЫБАКИ — персонажи в состоянии голубой эфтаназии. «Брат и сестра его колышутся в пене прибоя», 1998
  • ГЕОЛОГИЯ — здесь: своего рода склеротическое застывание перцептивных актов (комочки неизбежных ассоциаций, спайки стандартных рифм и пр.). «Брат и сестра его колышутся в пене прибоя», 1998
  • ГОЛЛАНДИЯ — здесь: точка «искусственной малости», в которой возможна перекомбинация причин и следствий. «Заметки из Желтого ящика», 1993
  • ГОЛУБАЯ ЭФТАНАЗИЯ — предельно пролонгируемый в будущее ракурс существования персонажей. «Брат и сестра его колышутся в пене прибоя», 1998
  • ГРАФОПОСТРОЕНИЕ ПОСАДСКИХ — почвеннический, евразийский ракурс Вселенной. «Посадские», 1995
  • ДАВАТЬ ИМЕНА КЕФИРНЫМ ГРИБКАМ — практика давать индивидуальные имена мизерным и мало отличимым друг от друга объектам. «Дима Булычев», 1996
  • ДОРОГА НА РИМ — второй ракурс Парижско-Юрской дороги, выражающий взаимную ущербность причин и следствий (равно как и [126] их безудержный героизм). «Дорога на Рим», 1993; «Парижско-Юрская дорога», 1994
  • ДОРОГА НА ФИЛАДЕЛЬФИЮ — третий (перформативный) ракурс Парижско-Юрской дороги, панорама следствий, перекрывающая причины. «Дорога на Филадельфию»; «Парижско-Юрская дорога», 1994
  • ДОРОГА НА ФРАНКФУРТ — первый ракурс Парижско-Юрской дороги, выражающий полную разведенность причин и следствий. «Дорога на Франкфурт», 1992; «Парижско-Юрская дорога», 1994
  • ДЫРЧАТЫЕ ОПОРЫ (под острым углом разведенные) — некая жесткая, механическая конфигурация, условно приписываемая достаточно аморфным, онейроидным образам. «Дима Булычев», 1996
  • ДЮССЕЛЬДОРФИКИ — одно из мест ночевки ванов. «Полет, Уход, Исчезновение», 1994
  • ЖЕЛАТИНОВЫЕ МАЛЬЧИКИ — сгущения воспоминаний, вызванных тем или иным режимом освещения (см. также: СВЕТОВАЯ СЛИЗЬ). «Посадские», 1995
  • ЖЕЛУДОЧНЫЙ СВЕТ — режим освещения, вызывающий уютные («сытые») воспоминания. «Англо-американская пара», 1996
  • ЖЕРОМ — прибор для измерения температуры. Представляет собой голого светловоло- [127] сого карлика, посаженного в княжеском замке в клетку на солому. Температура замеряется по частоте, с какой он почесывает свою пересыхающую кожу. «Олор», 1997
  • ЗОЛОТЫЕ ВАЛЬКИ, ПЕРЕМАЛЫВАЮЩИЕ БОГОВ — технологическая, орудийная, морская доминанта европейской истории5. «Посадские», 1995
  • ИГРА В ВИЛЬЯМИНОВА — род пионерской игры, когда участники покрывают щеки флуоресцирующей пастой и воображают себя «великими учеными»6. «Олор», 1997
  • ИНСПЕКТОР В ПРОФИЛЬ — референт деятельности Немецкого профессора (подвыпившего). «Заметки из Желтого ящика», 1993
  • КАНДИДЯНЬ — расплывшийся, почти полностью превратившийся в кондитерское изделие кидань. «Брат и сестра его колышутся в пене прибоя», 1998
  • КЕННИНГИ — здесь: условные значки, структурные единицы, обозначающие некие событийные, эпические ракурсы7. «Имена электронов», 1995 5 Термин связан с характерной формой раннескандинавских золотых украшений. 6 От искаженной фамилии Б.А-Воронцова-Вельяминова - известного советского астронома. 7 Кеннинги (лит.) — чрезвычайно усложненные метонимические конструкции, характерные для скальдической поэзии. [128]
  • КИДАНЬ — объект, соединяющий в себе свойства азиатского персонажа и кондитерского изделия8. «Брат и сестра его колышутся в пене прибоя», 1998
  • КЛИНЧИКИ — совокупное наименование оружия андерсов. «Великие переселения народов», 1994
  • КЛИНЧИКИ — совокупное наименование оружия андерсов. «Великие переселения народов», 1994
  • КОЛОКОЛЬЧАТЫЕ КУБКИ — здесь: общий термин для спортивных и погребальных кубков 9. «Погибшие команды», 1994
  • КОЛУМБАРИЙ — здесь: экспозиционная модель поименованного, расчерченного небытия. «Дорога на Рим», 1993
  • КОММУНИКАЦИИ ВЫЧИТАНИЙ — характерная практика, неизбежно возникающая во время кладбищенских прогулок. Заключается в постоянном полусознательном механическом вычитании года рождения из года смерти, в подсчитывании продолжительности жизни погребенных. «Николай Федоров и Венера Стокман», 1993
  • КОНУСЫ БОЖЕСТВЕННОГО УДЕРЖИВАНИЯ — ракурсы контакта между богами и пер- 8 Кидани (ист.) — тюркский народ, обитавший в Центральной Азии. 9 Культуры колокольчатых (воронковидных) кубков (ист.) — тип европейских культур бронзового века. [129] сонажами в эпических текстах. «Имена электронов», 1995
  • КОРИЧНЕВАТЫЕ ДЕЛА — морские, атлантические составляющие европейской истории. «Великие переселения народов», 1994
  • КОРРУМПИРОВАННЫЕ ПРОСТРАНСТВА — определение современных экспозиционных пространств, заполненных предзаданными, коллективно ожидаемыми версиями и интерпретациями относительно еще не существующих работ. «Колумбарные машины», 1993
  • КРЕВЕТОЧНЫЕ (СОСУДИСТЫЕ) СЛОНЫ — анаморфические искажения в той мере, в какой они способны придать любой картинке характерный «азиатский» («раскосый») облик. «Третий мир. Слоны. Загиб горы», 1996; «Лаборатория европейских эпитафий» (инсталляция), 1996
  • КРИСТАЛЛИЧЕСКИЙ ШОРОХ — нагромождение аксессуаров, причин, аннигилирующих друг друга в полную незначительность («ущербность ущербности», «стебли стебельков травы»); акустика Парижско-Юрской дороги. «Погибшие команды», 1994
  • КРЫШЕЧКА НАД «ЛЮ» — некий поэтический ракурс, уравнивающий «народы моря» (скандинавов и вообще европейцев) с «народами земли» (посадскими, лидерами кишмы и пр.). «Скандинавы», 1996 [130]
  • КОСМАЧКИ — искусственные, ремесленные объекты хаотической фактуры (наподобие «косматой эгиды» и пр.). «Имена электронов», 1995
  • КРУГЛЯШИ — конфигурации персонажей, условных знаков, малозначительных объектов и пр. в том ракурсе, когда их статус неразличим. «Дима Булычев», 1996
  • ЛИДЕРЫ КИШМЫ — агенты архаического влияния в современном мире. Отчасти совпадают с посадскими, однако выражают, скорее, мусульманскую или вообще «восточную» составляющую. «Морские дела», 1995
  • МАЛЬЧИК КОЛЯ (присевший у плинтусов, каштанистый и пр.) — некое соединение этического и эстетического в ракурсе детских воспоминаний. «Дима Булычев», 1996
  • МЕГАРСКИЙ ПРОХОД — воображаемая зона тотального подкопа под мир, ничего, естественно, в существовании мира не меняющая10. «Брат и сестра его колышутся в пене прибоя», 1998
  • МИНИСТЕРСТВО СОВПАДЕНИЙ — условная инстанция, способная приписать любому предмету статус художественного объекта, реди-мейда11. «Всемирная история помостов», 1994 10 Мегары — город в древней Греции. 11 Упоминается в «Зеленом ящике» Дюшана. [131]
  • ММОЛЕКУЛА — промежуток органического разложения, на котором происходит переход от соединенных молекул к чистым беспредикатным расстояниям между ними. объект 1988 г.; «Заметки из Желтого ящика», 1993
  • МОКРОЕ ПЕЧЕНИЕ — сомнительные попытки объективного объяснения собственных ассоциаций (по аналогии со знаменитым эпизодом из романа Пруста). «Дима Булычев», 1996
  • МОРИОН — объект, соединяющий в себе свойства минералов и внутренних брюшных органов («потрошков»)12. «Олор», 1997
  • МОРСКАЯ СЛИЗЬ — некая субстанция, смазка технократической истории Европы. «Морские дела», 1995
  • МОРСКОЕ «ДАН(...» — набор онейроидных образов, связанных с северными морями Европы13. «Слоны. Третий мир. Загиб горы», 1996
  • МЯГКАЯ ГЕОЛОГИЯ — воображаемое исследование пищевых продуктов, кефирных грибков, пирогов и т.п. в качестве горных пород и минералов. «Олор», 1997 12 Морион (геол.) — минерал, образующий крупные кристаллы коричневатого цвета. 13 От произносимого на французский лад слова «Дано...», входящего в название работы Дюшана «Etant Donnes ...», а также, конечно, страны Дании. [132]
  • НЕМЕЦКИЙ ПРОФЕССОР (подвыпивший или пивной) — условный персонаж, осуществляющий тотальное комментирование текста. «Заметки из Желтого ящика», 1993
  • НЕПРИЛИЧНОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ — ситуация, когда достаточно произвольные, наугад брошенные сравнения получают вдруг свое оправдание в последующих фрагментах текста. «Дима Булычев», 1996
  • ОЛОР — неотчетливый ракурс, зависающий между «истинным творчеством» и спокойным подсчетом несуществующих предметов (см. осн. ел.)14. «Олор», 1997
  • ПАРИЖСКО-ЮРСКАЯ ДОРОГА — зона разрыва причинно-следственных связей, место выбора личных галлюцинаций15. «Заметки из Желтого ящика», 1993; «Парижско-Юрская дорога», 1994
  • ПАРТИЯ ВСЕОБЩЕГО СЧАСТЬЯ (ПВС) — общественно-политическая организация румяного времени, борющаяся за «то, что будет после коммунизма». «Олор», 1997
  • ПЛЕНОЧНЫЙ ПОМЕЩИК — символический персонаж, в совершенстве владеющий мягкой геологией, т.е. соединяющий в себе благожелательное пищевое изобилие с точ- 14 Олор — кажется, крепостные укрепления, воздвигнутые Периклом. 15 Юра — горный массив на востоке Франции. [133] нейшими инженерными, геологическими знаниями. «Возвращения по Стесихору», 1997
  • ПОВЕСЫ — персонажи, находящиеся в топографическом, пассивном («подвешенном») ракурсе. «Брат и сестра его колышутся в пене прибоя», 1998
  • ПОДИУМ — здесь: основной знак, маркирующий представление небытия в качестве товара. «Дорога на Рим», 1993
  • ПОИМЕНОВАННАЯ ПУСТОТА — экспозиционная модель, представленная мемориальными табличками колумбария с именами усопших и ничтожным объемом праха за ними. «Николай Федоров и Венера Стокман», 1993
  • ПОМОСТ — здесь: подиум, лишенный сплошности, заполненный внутренними устройствами. Возникает в периоды декаданса. «Дорога на Рим», 1993
  • ПОСАДСКИЕ — население России (или, шире, субъекты почвеннической архаики). «Посадские», 1995
  • ПРОФЕССОРСКИЕ КЛИНЫШКИ — условные обозначения, используемые в графическом анализе лиц великих ученых, (см. ИГРА В ВИЛЬЯМИНОВА), «Олор», 1997
  • ПУСТАЯ ВЕЧНОСТЬ — континуум сугубо регистрирующих, подсчитывающих устройств (см. осн. слов.: СПОКОЙНЫЙ ПОДСЧЕТ [134] НЕСУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ). «Соколов, Циолковский, Чижевский, Центральная Европа», 1998
  • РЕСНИЧНЫЕ ТЕЛЬЦА — совокупности до поры «свернутых», непроявленных обстоятельств. Иными словами, множество едва различимых усиков выдры. «Дима Булычев», 1996
  • РУБЧАТЫЕ СЛЕДЫ — конфигурации единичных обстоятельств, представленные как геральдические фигуры. «Морские дела», 1995
  • РУМЯНОЕ ВРЕМЯ (румяные утра родных городов) — будущее в его характерном «светлом», научно-фантастическом или социально-утопическом, ракурсе. «Дима Булычев», 1996
  • СВЕТОВАЯ СЛИЗЬ — обозначение различных режимов освещения в той мере, в какой они способны провоцировать наши воспоминания. «Имена электронов», 1995
  • СТОЛБЧАТЫЕ КРИСТАЛЛЫ ОРДЕНОВ — архаический (почвеннический) ракурс рельефа России или Евразии16. «Посадские», 1995
  • СТУДЕНИСТЫЕ (ЖЕЛАТИНОВЫЕ) ГРУДКИ (СГУСТКИ) — следы европейских переселений народов. «Великие переселения народов», 1994 16 От внешнего облика советских орденов и медалей. [135]
  • СТУДЕНИСТЫЕ ПОВЕСЫ (подвесы) — склеротическое застывание персонажей. «Брат и сестра его колышутся в пене прибоя», 1998
  • ТАИНСТВЕННЫЙ ПРИЧАЛ — некая неотчетливо банальная зона поэтической «невыразимости». «Скандинавы», 1996
  • ТИШКИ И БЛЕСТКИ — искаженное отражение причин от изогнутых поверхностей колокольчатых кубков (наподобие «комнаты смеха»). «Погибшие команды», 1994
  • ТОВАРНОСТЬ НЕБЫТИЯ — базовый объект устремлений модернистского или, шире, вообще художественного сознания. «Дорога на Рим, 1993
  • ТОЛСТАЯ СТРУНА, КАПЕЛЬКАМИ ЖИРА ПОКРЫТАЯ — осциллятор европейских переселений народов. «Великие переселения народов», 1994
  • ТОПЧАНЧИКИ (валунчики) — персонажи, чьи движения становятся сугубо механическими. «Брат и сестра его колышутся в пене прибоя», 1998
  • ТОЧЕЧНЫЕ ПОЛЯ — конфигурации обстоятельств, характерные для Северной Европы раннего средневековья; предшествуют рубчатым следам. «Сразу после завоевания Гренландия была поделена на точечные поля для плясок» (картина), 1987; «Морские дела», 1995 [136]
  • УСИКО ВЫДРЫ — незаметная малость, послужившая причиной расходящихся в поколениях событий. Усиками выдры вымощена Парижско-Юрская дорога17. «Погибшие команды», 1994
  • ФИГУРКИ МЕХЕЛЕНА — символические персонажи, маркирующие переход от приморских к внутренним (лесным) областям Европы 18. «Слоны. Третий мир. Загиб горы», 1996
  • ФРАКТАЛЬНЫЕ ВАХХАБИТЫ — обитатели Кавказского региона в той мере, в какой они могут быть включены в патафизическое манипулирование. Термин разработан совместно с Василием Кондратьевым, 1998
  • ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ИМПЕРИИ — историческое наименование Китая, однако употребляется для обозначения современных западноевропейских стран. «Дорога на Франкфурт», 1992; «Всемирная история помостов», 1994
  • ЧЕРНЫЙ ГОНКОНГ — принцип полного сохранения и кристаллизации обстоятельств. По одной из версий, возникновение Ч.Г. связано с неким Линдоном Давенпортом, совершавшим в 1967 г. сеанс высотной левитации, 17 Перипетии с усиком выдры описаны в «Младшей Эдде»(«Младшая Эдда», Л., 1970, с.131-141). 18 От бельгийского города Мехелен, а также искаженного названия шинной фирмы «Michelen», чьей эмблемой является толстенький ребристый человечек. [137] во время которого он столкнулся с самолетом. «Погибшие команды», 1994
  • ЧЕРНЫЙ ТОЛИК — совокупность грамматических конструкций «то ли.., то ли...». Ракурс, в котором Черный Гонконг и Черная Эльза неотличимы. «Всемирная история помостов». 1994
  • ЧЕРНАЯ ЭЛЬЗА — принцип полной диссимиляции обстоятельств. Отчасти соответствует «плевральному шоку», как он описан в «Волшебной горе» Т.Манном. Ч.Э. (максимум энтропии) и Черный Гонконг (минимум энергии) являются разведенными частями Второго начала термодинамики. Между ними простирается Парижско-Юрская дорога, объект 1988 г..«Погибшие команды», 1994
  • ЧЕШУЙЧАТЫЕ КУБКИ — кубки смыкающихся аллюзий, аналог помостов, подобно тому как гладкие спортивные или колумбарные (колокольчатые) кубки являются аналогом подиумов. «Погибшие команды», 1994
  • ЭРОАКРОБАТИЧЕСКИЕ ПОЗЫ — ракурсы презентации на помостах. «Всемирная история помостов», 1994 [138]

    дополнительный словарь н. паниткова

  • ЗАТКНУТЬ ДЫРУ — способ борьбы с хаосом. Одноименная работа 1987г.
  • ГРИБНОЕ СИЯНИЕ — то, что приводит в изумление. Одноименная работа 1987г.
  • ПЛОХАЯ ПАМЯТЬ — навязчивое состояние 1 (интровертное). Одноименная работа 1987г.
  • ВО ВСЕМ — навязчивое состояние 2 (экстравертное). Одноименная работа 1987г.
  • ВОТКНУТЬ В ЗАЙЦА ИГОЛКИ, ЗАЛИТЬ СПИЧКИ ВОСКОМ И БЫТЬ УМНЫМ — оккультный ритуал 1 (как стать умным). Одноименная работа 1988г.
  • НАБИТЬ СЧЕТЧИК СЕНОМ, НАЖЕЧЬ КОСТЕЙ И БЫТЬ ДОБРЫМ — оккультный ритуал 2 (как стать добрым). Одноименная работа 1988г. [163]
  • ЗАШИТЬ КНИЖКУ В ГРЕЛКУ И БЫТЬ ЧЕСТНЫМ — оккультный ритуал 3 (как стать честным). Одноименная работа 1988 г.

    дополнительный словарь п. Пепперштейна

  • АММОРТИЗАЦИЯ БРЕДА — «стирание», «угасание» бреда в результате будь то завершения его «сюжета», или же в результате иссякания психических сил. Ю. Лейдерман, П. Пепперштейн. Этапы малого пути, 1989.
  • АНИГВА — искаженное отражение вагины в зеркале. Приложение к тексту «Нарцисс и наркотик», 1995.
  • БАРАБАН, ШИРМА, ВЕЕР, КАСКАД, КОНВЕЙЕР, ЭСКАЛАЦИОННАЯ ВИНЬЕТКА, ШЛЮЗЫ («эпифанические шлюзы») — примеры терминов, описывающих топодинамические модели галлюциноза. Из лабораторных записей, 1991-1993.
  • БЕСЕДА БЕЗ ЗАПИСИ — одна из практик МГ. «Беседа без записи», как правило, проводится под музыку и ее содержание непосредственно с конкретным музыкальным про- [165] изведением. МГ. Лабораторные записи 1989-1990.
  • БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА — принцип условной взаимообратимости политико-экономической конъюнктуры рынка психоактивных препаратов и конъюнктуры эффектов, порождаемых этими препаратами в человеческом сознании. Особая нагрузка здесь падает на центральную точку «восьмерки» — точку взаимопроникновения «внешней» социоэкономической и «внутренней» психоэкономической среды (точка Эстер). Из лабораторных записей. (1991-1993)
  • ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭСТЕТИКИ — сведение эстетической проблематики не к проблеме «красоты», а к проблеме «чистоты» («чистота звука», «чистота тона», «чистота исполнения», «чистота переживания», т. е. к проблеме искусственной выделенности «одного» из «всего остального». («Эстетика возводит свою генеалогию к первоначальным профилактическим мероприятиям санитарно-гигиенического свойства, точнее, к тем образам, которые необходимость подобных мероприятий породила в сфере коллективного воображаемого»). Заметка о подшивке журналов «Здоровье» за 1958—1961 г., 1997.
  • ГОЛЛАНДСКИЙ СЭНДВИЧ С КОНЬКОБЕЖЦАМИ, ДВУЗУБАЯ ВИЛКА С ТЯЖЕЛОЙ СЕРЕБРЯНОЙ РУЧКОЙ — стилизованные в «маньеристическом» духе квазитер- [166] мины, чье «появление» было продемонстрировано в статье П. П. «Белая кошка», 1988.
  • ГРЕЧЕСКИЙ СОН — тип сновидения, в котором спящему кажется, что «прошло много лет», что он «прожил во сне целую жизнь», что он «спал несколько кальп» и т.п. Из лабораторных записей, 1991—1993.
  • ГОЛЕМИЯ, ГОЛЕМИЗМ, СИНДРОМ ГОЛЕМА — при некоторых измененных состояниях сознания, например после глубоких анестезирующих наркозов, возникающее осознание себя движущейся и действующей статуей. В таких случаях в городских и домашних пространствах взгляд «голема» мгновенно выделяет статуи и статуэтки, чувствуя при этом, что они «свои», «родные», соприродные ему. Присутствие живых людей в случае големии часто игнорируется как чересчур временное. Интересно, что при големии (в отличие от описанных в психиатрии синдромов Котара и Кандинского-Клерамбо) не возникает никаких, даже фрагментарных, отождествлений с машинами и техническими устройствами. По всей видимости, это объясняется тем, что человек при големии осознает свое тело не как «робота», не как нечто функциональное, а как символическое сооружение, призванное быть «метафорой вечности». Общие материалы, 1993.
  • Г-РОТ — полость рта, где обитает «созерцающий» язык («отшельник в гроте» или же «безрукая танцовщица», по выражению А. Белого. Из лабораторных записей. 1991-1993. [167]
  • ДАР СОВЫ — название, присвоенное в текстах МГ (по аналогии с «Даром Орла» К. Кастанеды) так называемому «духовно-мистическому наследию советской власти». Речь идет об определенном «флюиде», который пронизывал собой «советский мир» и который, согласно предположению МГ, после исчезновения СССР был переприсвоен западной массовой культурой развлечений («Голливудом») для преобразования в новый тип аттракциона. Таким образом, именно массовая развлекательная культура Запада («тотальная культура» в терминологии МГ) является наследницей «духа» СССР. МГ. Дар Совы, 1994-1996.
  • ДЕВИСПУЛА — тип сновидения, содержащего в себе множество других сновидений и демонстрирующего ту или иную топодинамическую модель их взаимоотношений друг с другом. Неопубликованный вариант текста «Молоко», 1996.
  • ДЕПРЕССИНГ — психотравматические последствия разного рода либерализации, в частности свободы печати (высвобождение из-под прессинга и испуганное ожидание его восстановления в виде репрессинга). МГ. Идео-технчка и рекреация, 1989.
  • ДО-ТЕЛО и ПОСЛЕ-ТЕЛО — в литературных произведениях, посвященных откровениям, инсайтам, расширениям сознания и т. п. До-тело — тело персонажа до откровения, После-тело — тело после откровения. В тексте П. П. «Иллюминация перед сном» эти состояния [168] литературных тел рассматривались на примере тела Фальтера из рассказа Набокова «Ultima Thule». Иллюминация перед сном, 1994-1995.
  • ЗАВОДНАЯ ИКОНА — термин В. Федорова и П. Пепперштейна. Умозрительная машина циркуляции «канонических» образов и видений, работающая в «обратной перспективе» восточно-христианского «иконного», созерцательного пространства. «Заводной иконе» (или «орлою») был посвящен «закрытый» перформанс МГ «Заводная икона - тайная игрушка русских ортодоксов» (1992, Москва).
  • ЗОНА ИНКРИМИНАЦИЙ — область подозреваемого, создающаяся в ходе «практики инкриминаций». МГ. Зона инкриминаций, 1988.
  • ИДЕОЛОГИИ БОЛЬШИХ РЕМИССИЙ — идеологии, намекающие на возможность великого отдыха, большого исцеления (христианство, буддизм, коммунизм). Зайчик или эстетические интенции нового декаданса, 1987.
  • ИДЕОЛОГИИ МАЛЫХ РЕМИССИЙ — идеологии, не пренебрегающие кратковременными, периодическими облегчениями (дао, рыночный капитализм, психоанализ). Зайчик или эстетические интенции нового декаданса, 1987.
  • ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ДОКЛАД — развернутая манифестация той или другой идеологической конструкции. В последствии претерпевает сжатие до «конспекта», что высвобождает [169] энергию, необходимую для поддержания тонуса данной идеологемы. Белая кошка, 1988.
  • ИММЕМУАРНОСТЬ — воспоминание о Ничто, лакуна, содержащаяся в основе комплекса память-забвение. Иногда считается тем, что создает возможность смеха. Лассо и детриумфация, 1985-1986.
  • ИНСПЕКЦИЯ, ПРАКТИКА ИНСПЕКТИРОВАНИЯ — основная практика Инспекции «Медицинская герменевтика» (основана в 1987 г.), а также Инспекционной Коллегии «Медицинская герменевтика» (основана в 1993 г. с целью способствовать деятельности Инспекции МГ). С психологической точки зрения П. И. представляет собой скрыто галлюциногенный компромисс между «отстранением» и «участием». МГ. Диалог «Братство», 1988. С. Ануфриев. Заметки инспектора, 1988. П. П. Инспекция как литературная проблема, 1988.
  • ИСПАНСКИЙ ВОРОТНИК — иллюзия отделенности головы от тела, «парения» головы, возложенности ее на некое блюдо и т.п. (один из эффектов анестетической диссоциации). Из лабораторных записей, 1991-1993.
  • КАКАО ИЗ ОТЦДОРФА — литературный прием: помещение эпиграфа не в начале, а в конце текста. Метафорические тела Ульяновых, 1988.
  • КАНАЛИЗАЦИОННЫЙ ДИСКУРС — тип комментариев к экспозиционному жанру ин- [170] сталляций, связывающий искусство современное главным образом с существующими системами устранения отходов. С. Ануфриев, П. П. «Полет, Уход, Исчезновение», а также речь П. П. на открытии персональной выставки И. Кабакова в музее Помпиду в Париже в 1995 г.
  • КАНОН ОРФЕЯ — сюжет о путешествии поэта в потусторонний мир (греческий Орфей, шотландский Лермонт и т.п.). В некоторых случаях один поэт служит проводником другому (Вергилий и Данте). В тексте МГ «Дуэльное окошко» был предпринят шизоанализ «дуэльного» комплекса, заложенного в русской культуре с точки зрения Канона Орфея («речные» фамилии дуэлянтов Онегина, Ленского, Печорина, «орфические» фамилии Лермонтов) и Данте(с), а также «каноническая» фамилия Пушкин, вскрывающая охотничьи истоки канона (пушка - канон, пушнина, промышляемая на реках и т. д.). МГ. Дуальное окошко, 1992, книга «Швейцария + медицина», 1992.
  • КАНОН УМИЛЕНИЯ — один из риторических канонов, разработанных в поэтике МГ. С. Ануфриев, П.П. Усатый пеликан, 1989.
  • КОНСПЕКТ — сокращенная версия «идеологического доклада», являющаяся непосредственным актантом межидеологической интриги. Белая кошка, 1988.
  • КРИТИКА ТЕЛА — желание заменить существующее тело другим, более усовершенство- [171] ванным, оснащенным и отгороженным от возможных страданий. Общие материалы, 1992.
  • ЛАТЕКС — умозрительная субстанция, наличие которой свидетельствует об «ортодоксальности» того или иного произведения искусства, т.е. о его «внутренней» ориентации на Неизвестное (см. «ортодоксия», «Неизвестное»). «Техника выявления латекса» является одним из методов медгерменевтического инспектирования. С.Ануфриев. Техника выявления Латекса, 1988. Ю. Лейдерман. К вопросу о выявлении Латекса, 1988. МГ. Латекс, 1988.
  • ЛЕНТЫ ОТРАЖЕНИЯ — имеется в виду предполагаемая в некоторых культурных практиках непрерывность рефлексий, приобретающая иногда (скажем, в концептуализме) собственную эстетическую ценность. Участие, 1988.
  • ЛИНЗА-ФИЛЬТР — один из галлюцинаторных гаджетов, с помощью которых производится оптическая редактура образов галлюциноза. Линза-фильтр иногда (в редких случаях) обладает пропеллероподобными «крыльями-лопастями», напоминающими структуру древесного семени. Из лабораторных записей, 1991-1993.
  • ЛИТФОНД — умозрительная коллекция всех текстов, существующих в том или ином языке (будьте в национальном языке или в том или ином сленге, групповом или же индивидуальном). Белая кошка, 1988. [172]
  • ЛОГОСТАТУС — место, занимаемое тем или иным явлением в языке. Например: «Божественный Логостатус» - в иудео-христианской традиции Бог является одновременно первоисточником языка и в то же время его Абсолютным Референтом. В буддизме Божественный Логостатус соотнесен с пустотой, т. е. является лакуной в языке, обеспечивающей его дыхание, его пневматическую функциональность. Акриды и дикий мед. Лекция в колодце, 1998 (в кн. В. Мазина и П. П. «Шериф Моисей»).
  • МЕДИКАМЕНТОЗНЫЙ ФАНТАЗМ — фантазм, воспроизводящий действие того или иного медикамента, например фантазм-снотворное, фантазм-витамин, фантазм-стимулятор и т. п. Депрессия и литература, 1988. Апология антидепрессантов, 1992.
  • МЕТЕОДИСКУРС — дискурс, вращающийся вокруг тем погоды, смены времен года и демонстрирующий свою программную зависимость от этих обстоятельств. Из лабораторных записей, 1991-1993.
  • МНЕМОЛОГИЯ мнаука, занимающаяся изучением памяти. С. Ануфриев, П. Пепперштейн, «Парамен. Будущее памяти», 1994.
  • МНЕМОС И АМНЕЗИС — аналогичные Эросу и Танатосу «начала» Памяти и Забвения. С. Ануфриев, П. Пепперштейн, «Парамен. Будущее памяти», 1994. [173]
  • МОРМО (мормальная среда, мормальность) — внешнее давление, которое удерживает вещи от детриумфации. Лассо и детриумфация, 1985-1986.
  • МОСКОВИЦА, или БОГОРОДИЧНЫЙ КОЛПАК — эффект закрытых и закупоренных небес, иногда появляющийся в Москве. Этот эффект (клаустрофобический по своему происхождению) напоминает также перекрывание небес над большими городами, осуществляемое инопланетянами с помощью огромных железных крышек — воздушных кораблей в фильме «Independence Day». С. Ануфриев, Л. П. Мифогенная любовь каст. Общие материалы, 1991.
  • НЕГО-ТРИП — неприятное психоделическое переживание. Лабораторные записи, 1989.
  • НЕЙРООРНАМЕНТ — термин В. Федорова. Использован в текстах П. Пепперштейна. Относится к области самосозерцания сознания, когда сознание начинает видеть себя в образе мозга-паука, плетущего орнаментизующие понятийные сети, призванные уловить действительность. Беседа В. Ф. и П. П. в 1991 г.
  • НЕПОДКУПНЫЕ ЧИНОВНИКИ ЭПОХИ ВЫЦВЕТАЮЩИХ ФЛАЖКОВ — стилизованное в шизокитайском духе самоназвание инспекторов МГ. Одновременно название доклада МГ, сделанного в МГУ на семинаре «Новые языки в искусстве» в 1988 г.
  • НОРРАЦИЯ, СВЯЗЬ ПО НОРРАЦИИ — об- [174] разован от слов «рация», «нора» и «наррация» — тип «подпольной», приватной («норной») связи, осуществляемой посредством специальной сигнализации, проходящей сквозь повествовательные тексты (наррации). Ю. Лейдерман, П. П. «Ветерану ИПП», 1989.
  • НУЛЕВОЙ КАЛ — «безотходное производство образов», содержащееся в актах «чистого отражения». (В словосочетании «нулевой кал» содержится намек на слово «зеркало»: зеро-кал.) Общие материалы, 1987.
  • ОАЗИС — зона, где «технические возможности» на некоторое время перекрывают гнет «экономических отношений». Уют и разум, 1994.
  • ОБРАЗ ЭФФЕКТА — образ, который сохраняется памятью и воспроизводится воображением и является, собственно, воспоминанием о воздействии, например, лекарства или психоактивного вещества (алкоголя, наркотика), т.е. образ психосоматического эффекта, существующий за пределами самого этого эффекта (после окончания действия препарата). Апология антидепрессантов, 1992.
  • ОБУСТРОЙСТВО СМЫСЛОВ — одна из телеологем МГ: «успокоение» смыслов в комфортных, специально обработанных нишах. Идеологизация неизвестного, 1988.
  • ОГИБАЮЩИЙ ДИСКУРС (МГ) — термин принадлежит, кажется, Ю. Лейдерману Этим [175] термином обозначался в некоторых автокомментариях МГ тип обсуждения, при котором тема обсуждения не затрагивается прямо, а напротив, «огибается», в результате чего выявляется потенциальный объем дискурсивного пространства, связанного с данным тематическим топосом. Ю. Лейдерман, П. П. Этапы малого пути, 1989.
  • ОЛЛИ — в книгах К. Кастанеды магический учитель дон Хуан называет этим словом существа, которые имеют лишь облик, на самом же деле не существуют. Как правило, их появление есть следствие деятельности колдунов. В дискурсе МГ «олли» - «ложные понятия», вводимые в дискурс время от времени с целью обеспечения его распахнутости в сторону Неизвестного. С. Ануфриев, П. П. Диалог «Олли», 1988.
  • ОНЕЙРОПРИНЦИП — принцип сновидения, иногда выступающий в вице действующего в сновидении лица или же в образе увиденной во сне вещи. В. Мазин, П. П. Толкование сновидений. (В работе.)
  • ОНЕЙРОФРЕНИЯ (см. ОНЕЙРОФРЕННЫЙ ЦИКЛ) — сноподобное состояние сознания, «жизнь во сне», когда интенсивность переживаний в сновидениях полностью перекрывает интенсивность состояний бодрствования. Лабораторные записи, 1991.
  • ОНЕЙРОФРЕННЫЙ ЦИКЛ — ограниченный неким периодом времени цикл развора- [176] чивания сновидений или галлюцинаций, связанных единым сюжетом. Из лабораторных записей, 1991-1993.
  • ОРТОДОКСИЯ — термин МГ, означающий «незамутненную» ориентацию на Неизвестное, соответствие Пустотному Канону. С. Ануфриев, П. П. Ортодоксия (в кн.: Латекс), 1988.
  • ОТРАЖЕННЫЕ СХЕМЫ — тип искажения различных схем и абстрактных логических конструкций при их «отражении» в «кривом зеркале» измененных состояний сознания, в сновидениях и галлюцинациях, а также при использовании в изначально делириозной коллективной речи. Отраженные схемы, 1997.
  • ПАЛОЙА — галлюцинаторное покрывало, полупрозрачный покров, нечто вроде кокона, покрывающий галлюцинирующего (как ему представляется). Из лабораторных записей, 1991-1993.
  • ПАПСКИЕ ПЕРЧАТКИ — стойкая иллюзия проступания на кистях рук неких узоров (часто золотого или серебряного шитья или же «вышитые» жемчугом, бисером и т.п.), инициалов, эмблем и пр. Эйфорическая субверсия стигматизма. Из лабораторных записей, 1991-1993.
  • ПАССО — неопознаваемая «душа неодушевленного». Пассо и детриумфацш. 1985-1986.
  • ПАТТЕРН-МАТРИЦА — сочетание двух типов детерминированности, один из которых [177] обладает «отцовской» (паттерн), а другой — «материнской» (матрица) структурой. Если в этой связке перевешивает «отцовский» паттерн, это предопределяет «патовый» (по аналогии с вариантами шахматного эндшпиля) конец, т. е. пато-логический вариант «бесконечного конца». Если же перевешивает «материнская» матрица, то это предопределяет матовый эндшпиль, т. е. мат: непрозрачный «окончательный конец», обладающий своим языковым эквивалентом в матерной речи, стирающей в конечном счете любую патологию. Речь идет при этом не о конце человеческой жизни, а о типах концовок тех секвенций и «сюжетов», на которые разбивается коллективная история: распад государств, концовки романов, смерть и воскресение кино- и литературных героев и т. п. Пат и мат, 1993.
  • ПЕРЕХОД ЭРОГЕННОГО В ГАЛЛЮЦИНОГЕННОЕ (и наоборот) — психоэкономический закон, разработанный в некоторых теоретических текстах МГ (см. «Превращение Дон Жуана в Дон Хуана»). МГ. Апология антидепрес-сантов, 1992.
  • ПЗД (Практика Закрытого Действия) — имитация суицида, сопровождающая окончание каждого действия (прогулки, трапезы, полового акта, телефонного разговора и т. д.). Общие материалы, 1987.
  • ПЛОЩАДКИ ОБОГРЕВА — они же «площадки описания». Умозрительные топосы, с кото- [178] рых ведется наблюдение за коллективными пространствами, сопровождающееся их описанием. Обладают собственным ментальным «обогревом», что, по всей видимости, является условием функциональности этих «площадок». Ю. Лейдерман, П. П. Площадки обогрева, 1988.
  • ПОРНОКАНОН — канон, содержащийся в порнографической продукции: опирается на ограниченную комбинаторику сексуальных позиций и вариантов их репрезентации. Порноканон, 1994.
  • ПРАЗДНИК — навязчивое желание «устроить праздник», часто испытываемое людьми в измененных состояниях сознания (особенно в состоянии ЛСД). Из этой затеи, как правило, ничего не выходит. Из лабораторных записей, 1991-1993.
  • ПРАКТИКА ИНКРИМИНАЦИЙ — практика МГ: поскольку мы ничего не знаем о Неизвестном (даже того, известно ли оно нам или не известно), нам остается «инкриминировать» Неизвестному различные свойства, что и порождает «практику инкриминаций». МГ. Зона инкриминаций, 1988.
  • ПРЕДМА — внутреннее (материальное) содержание предмета. Лассо и детриумфация, 1985-1986.
  • ПРЕДМЕТ-ВЕЩЬ / ВЕЩЬ-ПРЕДМЕТ объект, сочетающий в себе (на том или ином [179] уровне) свойства Машины и Сокровища. Лед в снегу, 1996.
  • ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ ФОРМЫ БРЕДА — различные галлюцинации или же делириозные формы, за которыми замечено их «облагораживающее» или «терапевтическое» воздействие на реальность, в результате чего они занимают привилегированные места в ценностных иерархиях. Ю. Лейдерман, П. П. Этапы малого пути, 1989.
  • ПРИРАЩЕНИЕ БРЕДА — мультифреническая ориентация на умножение делириозных форм. См. также «синдром Протея», описанный в некоторых текстах МГ, т. е. тип психо-синдроматики, пребывающей в состоянии постоянной изменчивости. Ю. Лейдерман, П. Л. Этапы малого пути, 1989.
  • ПРО-РЕГРЕСС — тип прогресса, предполагающий возвращения на уже пройденные этапы в новом оснащении (например, возвращение к магической стадии культуры с помощью научно-технического прогресса). Акриды и дикий мед. Лекция в колодце, 1998.
  • ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ — по всей видимости, П. К. пришел на смену «романтическому концептуализму» 70-х - начала 80-х годов. Представляет собой критические и эстетические манипуляции с психоделическим материалом (будьто коллективного или личного свойства). Источником этого направления в московском концептуа- [180] лизме можно (по мнению МГ) считать роман А. Монастырского «Каширское шоссе», а также те акции КД и А. М. (и комментарии к ним), которые непосредственно связаны с опытом, описанным в этом романе. Критическое проектирование П.К. в качестве направления в искусстве осуществлялось в конце 80—90-х годах группой Инспекция Медгерменевтика. П.К. можно считать одним из доминирующих направлений в современном московском искусстве 90-х годов. Направление представлено работами так называемого «круга Эстония», т.е. группами Облачная комиссия, Фенсо, Тарту, Пярну, Союз священников и врачей (ССВ), Копии царя Соломона (КЦС), Четвертая высота, Диско и др. Работы перечисленных групп представляют собой своего рода полигон, на котором эстетические практики и приемы П.К. постепенно перерабатываются для использования их массовой культурой, т. е. сферой дизайна, моды, индустрией развлечений и т. п. Округе Эстония, 1997.
  • ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — направление в искусстве 90-х годов, использующее традиционные (классические) формы реалистического искусства (без каких-либо заметных сюрреалистических или иных смещений) для наполнения их галлюцинаторным содержанием (практически невидимым для непосвященного зрителя). Направление представлено работами И. Дмитриева, С. Ануфриева, П. Пепперштейна, А. Соболева, А. Смирнского, Л. Блок, Д. Луканина и др. Психоделический реализм, 1998. [181]
  • ПСИХОДЕЛОАНАЛИЗ — интерпретационная практика, предназначенная для анализа галлюцинаций. Из лабораторных записей, 1992.
  • ПУСТОЕ «Я» — место на поверхности записи, которое означающее первого лица текста занимает на поверхности записи. Белая кошка, 1988.
  • РАДИОФИКАЦИЯ БАНАЛЬНОГО — в некоторых измененных состояниях сознания аудиальные и визуальные потоки банального (обыденная речь, популярные песни, кино- и телефильмы, надписи на упаковках товаров и т. п.) кажутся носителями сигналов и сообщений, несущих «эзотерическую», «сокровенную» информацию. Этот эффект, описанный, в частности, А. Монастырским в романе «Каширское шоссе», называется им «эффектом калачакры». В дискурсе МГ в данном случае употреблялся термин «радиофикация банального». МГ. Боковое пространство сакрального, 1990.
  • ракурс-продуцент — начальная стадия идеологического производства согласно схеме, построенной в статье «Белая кошка» (1988).
  • РАСТР — или Фон-растр: элементарный орнамент из черных точек на белом фоне, являющийся технической поверхностью, принимающей на себя разворачивание фантазматических проекций. «Уйти в растр-фон» означает переместиться на уровень несозерцае- [182] мой служебности (черно-белая ангелизация), стать из «фантазируемого лица» обслуживающим персоналом аттракциона. Иллюминация перед сном, 1994.
  • РЕ-КРЕАЦИЯ — один из основных принципов МГ: «обратная креация», возврат к несотворенному, или же инсценировки такового возвращения, служащие средством отдыха и восстановления сил (подобно тому, как креативности сновидения, как правило, сопутствует рекреативный эффект самого состояния сна). МГ. Идеотехника и рекреация, 1989.
  • РЕМОНТ АТТРАКЦИОНА — антидепрессивное мероприятие восстановления биографической интриги. Процедура «ремонта аттракциона» считается также необходимым условием состояния счастья. Апология антидепрессантов, 1992. Уют и разум. Физиология счастья, 1994.
  • САЛЮТ — тип «мнемического букета» (пара-мена), не требующий «вазы», «висящий в воздухе». С. Ануфриев, П. Пепперштейн «Парамен. Будущее памяти», 1994.
  • СЕТЬ ГЕФЕСТА — прозвище, которым в некоторых текстах МГ обозначается интернет. Согласно древнефеческому мифу, бог труда Гефест (Вулкан), подстрекаемый ревностью, создал сеть, о которой сообщается, что она была техническим чудом, для того чтобы уличить свою жену Афродиту в измене. В момент совокупления Афродиты и Ареса, бога [183] войны, Гефест неожиданно опутал их этой сетью - так, что они не могли сделать ни малейшего движения, после чего совокупленных и голых пойманных любовников Гефест показал остальным богам, которые разразились смехом. Согласно предположению МГ, цель интернета — сделать тотально созерцаемыми все типы отношений между эротизмом и агрессивностью, все «состыковки и связки Эроса и Танатоса», чтобы, таким образом, отчасти нивелировать и то и другое, подчинив эти «первопринципы» идее «абсолютного труда», т. е. труда, не связанного непосредственно ни с одной из своих целей, ориентированного прежде всего на свое собственное воспроизводство. Письма из Замка Одиночества, 1998.
  • СИНДРОМ МЕРКУРИЯ — эффект, возникающий при приеме некоторых психотропных препаратов, когда кажется, что «ступаешь не на землю, а на тонкую невидимую пленку, слегка над землей». Апология антидепрессан-тов, 1992.
  • СИНДРОМ ПРОДОЛЖЕНИЯ — культурная синдроматика, связанная с постоянно возобновляющимся продолжением вроде бы уже завершенных повествований (сериалы, а также бесчисленные «новые приключения» уже известных героев). Порнология продолжений, 1993.
  • СИНДРОМ РЕДАКТУРЫ — каждая из стадий или фаз работы с текстом (в том числе и с текстами внешних или внутренних речевых [184] потоков) закрепляется в специфических фигурах, образуемых психопатологизацией этих стадий. Синдром редактуры, 1991.
  • СЛОИСТЫЙ КЛАССИЦИЗМ — модель стиля, рассматривавшаяся в некоторых текстах МГ, посвященных вопросу о возможностях эстетической неизменности. МГ. Латекс, 1988.
  • СОВРИСК — прозвище-сокращение, которым в кругу МГ обозначается «современное искусство». Современное искусство (совриск), по мнению МГ, представляет собой систему фильтров-отстойников, призванных задерживать «критические яды» в слоях субкультуры, не позволяя им проникнуть в «общие воды» «тотальной», массовой культуры. Это функция выполняется совриском, как правило, бессознательно, и его адепты по большей части настроены весьма критично по отношению к «тотальной культуре», которую, не отдавая себе в этом отчета, они защищают, принимая на себя «токсический шок» и реагируя на этот шок соответствующими «судорогами» (см. поток копролалии, пато-акционизма и пато-журналистики в совриске 90-х годов). С. Ануфриев, П. Пепперштейн. Диалог «Полет, Уход, Исчезновение», 1995.
  • СОЗЕРЦАЮЩИЙ ЯЗЫК — воображаемая «точка зрения», размещающаяся в полости рта, как в театральной ложе. Один из вариантов созерцательных смещений в галлюцинозе. Беседа П. П. с Б. Гройсом «О прозрачности», 1992. П. П. Общие материалы. [185]
  • СОЛЛАФ - квазипсихоаналитический термин, означает отражение фаллоса в зеркале. Приложение к тексту «Нарцисс и наркотик», 1995.
  • ТЕЛО ПРИ ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ — условием коллективного или же персонального здоровья является формирование фантомного «тела при здоровом теле», служащего гарантом здорового состояния. Профилактический потенциал «тела при здоровом теле» зависит от его высокой чувствительности по отношению к потом воображаемого и от способности мгновенно, без задержек, реагировать на эти потоки. «Тело при здоровом теле» является одним из так называемых «метафорических тел», исследование которых предпринималось в текстах П. П. «Метафорические тела Ульяновых» (1988), «Сексопатология метафорических тел» (1988)и др.
  • ТЕНЬ, ФАЗЕНДА, ЛОТОС, ГРОТ, ХОЛОДЕЦ, ЛОРНЕТ, КОЛЬЦО, ВОЗДУХ — примеры терминов, обозначающих различные типы галлюцинаторных состояний. Из лабораторных записей, 1991-1993.
  • ТЕРМИНОТВОРЧЕСТВО (интрига терминотворчества) — в практике МГ трансформация языка в постоянно генерируемую терминологическую сеть, т. е. в сеть слов .с ограниченным временем их использования и ограниченным количеством пользователей. Отчасти сопоставимо с функционированием «понятий» в криминальной среде. Пассо и детри- [186] умфация, 1987. Раппорт Нома-Нома, 1993.
  • ТОТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА — массовая культура нового типа, создающаяся с учетом самых различных вариантов этнокультурного опыта, призванная воздействовать, в идеале, на представителей всех национальных, языковых и семиотических сред. В частности, тотальная культура, в отличие от массовой культуры предшествующих периодов, должна захватывать и элитарного потребителя, с этой целью она развивает в себе возможности «двойной адресации», осознанно открывая пути как к «наивно-непосредственному», так и к интеллектуальному прочтению своих порождений. МГ. Психоделическая контрреволюция. Дар Совы, 1994.
  • ТРОФЕЙНАЯ ИГРА (см. ТРОФЕЙ) — художественная практика, основанная на манипуляциях с «трофеями», т. е. предметами, «вынесенными» из галлюциноза. При этом сама «игра» также является «трофеем». Трофейная игра, 1993.
  • УНКАУФ — тип трофея, который не просто получен, но куплен во сне, в галлюцинозе, в измененном состоянии сознания. Из лабораторных записей, 1991-1993.
  • УЮТ ИЛИ РАЗУМ — этими словами обозначается неангажированный фантазмом остаток мысли, как правило, или комментирующий этот фантазм «со стороны», или же выстраивающий параллельный, не относящий- [187] ся к фантазму, слой внутренней речи. Уют ч разум, 1994.
  • ФАНТАЗМ-ОТМЫЧКА — произвольно выбранный воображаемый образ или сочетание образов, провоцирующих дальнейшее «самостоятельное» разворачивание галлюциноза. Из лабораторных записей, 1991—1993. фиансе (состояние фиансе) — от франц.. fiance(e) - жених, невеста. Психоделическое состояние, для которого характерно впечатление подготовки к некоему торжественному событию, несущему с собой изменение как духовного («браки совершаются на небесах»), так и психосоматического статуса («дефлорация», «брачная ночь»). Часто сопровождается галлюцинацией «фаты» (вариант палойи), ощущениями «венка» (флер д'оранж) или «короны» на голове (венчание). Из лабораторных записей, 1991-1993.
  • ФИЛОФИЛИЯ — любовь к любви: тавтология, дающая возможность воспроизводить эротические эффекты в неограниченном количестве. Письма из Замка Одиночества, 1998.
  • ФОРМУЛА ИЗВЕСТНОГО — «нам точно известно, что нам не известно, известно ли нам Неизвестное или неизвестно». Формула Известного была выработана в ходе диалога С. Ануфриева и П. Пепперштейна «Взгляд неизвестного», 1998.
  • ХОББИ-ХАРИЗМА — комплекс психоэмо- [188] циональной амбивалентности, позволяющий человеку относиться к своему занятию то как к «высшему», «самому важному», «влияющему на все», то как к «досужему», «сугубо личному» и т.п. Коридор Кабакова, 1992.
  • ХОЗЯЕВА АТТРАКЦИОНА — одна из центральных «двойных» фигур галлюциноза, как правило, имеет вид супружеской пары. Мой путь к белоснежному дому, 1992.
  • ХОРОШЕНЬКИЙ МЕХАНИЗМ — эскалационный механизм, возносящий душу человеческую в небеса (из арсенала психоделических эффектов). Из лабораторных записей, 1991-1993.
  • ХРОНОШОВИНИЗМ — пренебрежение прошлым и будущим в пользу настоящего. МГ. Франкфуртские беседы, 1994.
  • ШИРОКИЙ ЭКРАН, ШИРОКОУГОЛЬНИК — в некоторых вариантах галлюциноза — впечатление расширения зрительного поля (напоминает расширение экрана в кинотеатре при переходе от узкоэкранного к широкоэкранному показу). Иногда сопровождается иллюзией превращения в птицу (орла, голубя и т. д.) и, соответственно, появлением «слепого пятна» в центре «широкого экрана». Лабораторные заметки МГ, 1992.
  • ЭЛЛИ — идеальный потребитель воображаемых миров, одновременно знающий и не знающий о своей оптимальной оснащенности [189] (серебряные башмачки на ногах Элли позволяют ей в любой момент покинуть страну Оз, о чем она узнает лишь в конце сюжета). С. Ануфриев, П. П. Диалог «Элли» в триаде «Тедди, Элли, Олли», 1988.
  • ЭСКИЗ КОДА — код, замеченный на стадии наброска, еще не связанный непосредственно с коммуникационной реальностью. Отраженные схемы, 1998.
  • Я-БЛОК — тип квазиперсональной фрагментации, как правило, препятствующий проникновению в «океанические» состояния сознания. В. Федоров также использовал для обозначения этого же явления термин эго-тромб. МГ. Яблоки на снегу, 1989 (термин МГ).
  • ЯДЕРНАЯ ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ — выстраивание идеологом, так или иначе опирающихся на идею «пустоты». Белая кошка, 1988.

    Некоторые из жаргонизмов, введенных П. Пепперштейном в «психоделический сленг» общества ТАРТУ (1996):

  • АНЮТА — человек, опустившийся под влиянием психоделических практик, переставший следить за собой.
  • ГЕББЕЛЬС — человек, который произносит речи в галлюцинозе. [190]
  • ГЛЕН — постоянно исчезающий предмет, который приходится искать.
  • ДМИТРИЙ, ДИМИТРОВ — препарат ДМТ (диметилтрептамин), 1992.
  • ДЕТКА, ДЕТЕКТОР ЛЖИ — препарат ДЭТ (диэтилтрептамин), 1992.
  • КАЗАК — человек, склонный к буйному поведению в измененном состоянии сознания.
  • КОНФУЦИАНКА — девушка, не употребляющая наркотики.
  • НАСТЯ — препарат кетамин, 1988.
  • ПАСПОРТ, ПАССОВЕР — препарат ПСП, 1992.
  • ШПЕЕР — человек, который сочетает психоделические практики с успешной социальной карьерой.
  • ХУЙ — человек, который галлюцинирует стоя.
    designed and comliped by edwART © 2003-2005
    Центр Частных Исследований "МАЗЕЛТОФ"