DADAKO

DADA INTERNATIONAL

В 1920 Гюльзенбек заявил, что “Дада - это американская версия буддизма”

(журнал “Litterature”)

Литературные вечера “химической гимнастической” статической поэзии, где хаотический набор слов страшными голосами выкрикивали поэты. Шутовские танцы в мешках и дымоходных трубах “с урчанием молодых медведей”

Танец импотентов творения = дада

На свержение царизма в России устроили выставку произведений Клее и Кандинского

“Почему не чихает Рроз Селяви” Дюшан 1921

(сенсационная выставка 1920 года в Кельне по описанию одного из историков дада Жоржа Юнье)

“В центре зала стояла девочка, одетая в библейские одежды и читала непристойные стихи. В углу высилось сооружение Бааргельда “Флюдоспектрик” - аквариум с красными разводами маслянистой жидкости на дне, на котором покоился будильник, локон волос плавал в воде подобно Млечному пути, а на поверхности возникала красивая, точеная из дерева рука. Рядом находился предмет, созданный Максом Эрнстом из твердой древесины, к нему был прицеплен топор. Чтобы испытать ощущение рубки деревьев зрителей приглашали лупить топором по данному предмету. Когда завсегдатаи кафе крепко выпили пива - выставка получила свою дальнейшую обработку - предметы разрушили, аквариум разбили, а его содержание выплеснули на пол - все это к полному одобрению и триумфу дада. Посетители обвинив выставку в непристойности, вызвали полицию. Полиция приехала и согласилась с тем, что наибольшее возмущение здесь могла вызвать гравюра Дюрера, после чего выставку вновь открыли”

(Hugnet G. Fantastic art dada. New York. 1936)

“Мы с легкостью издевались над всем, ничего не было для нас святого, мы все оплевывали, мы представляли собой чистый нигилизм и нашим символом было ничто, пустота, дыра”

(Георг Гросс)

rev. “Der Mistral” avg rev (publ. Walter Serner)

конструктивный анархист Гуго Балль, ревностный католик, последователь Бакунина, мистик

Тристан Тцара (ур. Сэмюэл Розеншток) учился в Бухаресте и зарекомендовал себя блестящим лицеистом, причем обнаруживал пристрастие к точным наукам и точным дисциплинам, чем к гуманитарным предметам. В юности писал стихи, отмеченные влиянием символизма. Сам называл свои первые стихи “слишком нежными и слишком приторными” (Письмо Жаку Дусе, 1922, Большая часть ранних стихов Тцара опубликована Клодом Серне в 1965 г.) В 1915 Тцара покинул Румынию и отправился в Цюрих для продолжения учебы. Там же в Цюрихе он сблизился с такими же, как и он бунтарски настроенными художниками и поэтами, вместе с которыми он основал Дада. Псевдоним Тцара впервые появился в периодическом издании “Chemarea” (1915), который Тристан издавал вместе со своим товарищем, поэтом Ионом Винеа, еще находясь в родной Румынии

В Бельгии

Клемент Пансаэрс (Clement Pansaers) узнал о Дада, когда он был в Берлине в 1919 в гостях у поэте Карла Эйнштейна. Он стал поклонником “нового духа”, потому что его собственная эволюция следовала тем же путем. Другие (Paul Joostens, Michel Seuphor) открыли дадаизм позже. Интересно, что первое крупное выступление бельгийских дада произошло уже, когда эволюция движения близилась к завершению - в 1925

Мезенс и Магритт издали единственный номер журнала “OESOPHAGE”, в котором сделали заявление против Бретона и Тцара: “Дерьмо – это сюрреализм. Сюрреализм – это запах дерьма”

Самым главным бельгийским дадаистом следует без всякого сомнения считать Клемента Пансаэрса (умер 31.Х.1922 в нищете в брюссельской больнице). Пансаэрс узнал о дада, когда был в Берлине в 1919 у Карла Эйнштейна. Он стал ярым поклонником направления, потому что его эволюция шла тем же путем. В начале 1920-х Пансаэрс присоединился к Пикабиа в Париже, выпускал журнал “Resurrection” (1920) (re-ed en 1973) Пансаэрс был под несомненным влиянием восточной философии, в частности Чжуан-Цзе. Другие (Paul Joostens, Michel Seuphor) открыли Дада позже.

Журнал “C a Ira” основан молодым поэтом из Амстердама по имени Поль Негюйс (до 1923 вышло 20 номеров!) в Антверпене им руководил Морис ван Эш ?, в Париже его интересы представлял Пансаэрс. Издательство “C a Ira” опубликовало “Мечты и нога” Мишо, “Апологию лени” Пансаэрса, “Шлюхи, четверть часа страсти или Солнце без шляпы” Поля Юстенса (художника-кубиста, испытавшего несомненное влияние дада). Интересно, что реальная манифестация Дада в Бельгии состоялась только в 1925, когда само движение уже катилось к закату...После смерти Пансаэрса дух дада покинул Бельгию, и только в марте 1925 в Брюсселе возникла группа, в которую входили Э.Л.Т.Мезенс, Магритт, Поль Проке, Пьер Дюпюи, Виктор Бьютенхольц. Они выпускали журнал “Oesophage” ("период"), (единственный номер??! направленный против Бретона или Тцара: “Дерьмо - это сюрреализм. Сюрреализм - это запах дерьма”). Кроме того с июня 1926 вышло четыре номера "двухнедельной газеты для прекрасной молодежи" “Marie”, в которой сотрудничали Тцара, Рибмон-Дессень и Пьер де Массо. Несмотря на это бельгийцы сохраняли отстраненную независимость и не были полностью увлечены дадаистскими настроениями...С появлением “Correspondance” К.Гоеманса, П.Нуже и М.Леконта и других авангардистских изданий типа “Le disque vert” и “La Cité дада постепенно уступил место новорожденному Бретоном сюрреализму. В 1922 в Антверпене вокруг поэтов Гереберта Беренс-Хангелера и Мишеля Сейфора и художника Жозефа Питерса собралась активная двуязычная группа. Они выпустили 20 номеров ортодоксального дадаистского журнала “Het Overzicht”, также “Te Paris in tombe” и “Wenduyne aan Zee” Сейфора. Другие умеренно заинтересованные в дада журналы “Boukvunde” , “De Driehoek”, “Anthologie”.

В Испании

Хотя Пикабиа посещал Испанию и издавал здесь “391” тем не менее здесь не появилось группы, но когда Бретон посетил Барселону для открытия выставки, посвященной студии “Дочери без матери” он нашел активный дада-коллектив, в который входили Гильермо де Торре, Lasso de la Vega, Jaques Edwards, которые отказывались верить что дада умер в Париже...

"Trocos" который издавал Хосе Дальмо печатал стих Альбера-Биро, отчет о журналах "Sic" и "Nord Sud", но никоим образом не откликался не пребывание Пикабиа в столице Каталонии. Вирус дада проник только к концу войны, когда в Испании оказались многие испанские писатели съехались во Францию откуда слали вести в родную Испанию. Так Х.Перес-Хорба добывал для "Instant" (1918-1919) статьи Реверди, Супо, Альбер-Биро. В 1922 Висенте Уидобро перевел в Париж штаб-квартиру своего журнала "Creation" (выходившего в Мадриде). Самым активным все же был Гильермо де Торре, который сочинял статьи, манифесты, переписывался с авангардистами всех стран. Благодаря ему установились связи между Бретоном, Тцара и Пикабиа а с другой с издателями журнала "Ultra" (появился в ноябре 1919 в Овьедо п/р Аугусто Гуалларом, издавался до 1921 - прекратил существование под давлением некоего комитета, куда входили Гомес де ла Серна, Борхес) или "Grecia", который в Севилье издавал Лсаокдель дель Вандо-Виллар (несомненное влияние Пикабиа и Тцара) Тот же Гильермо участвовал почти во всех радикальных изданиях

В Италии

Тцара посетил Рим и Ferrare

идеи дада проникли в журналы “La Pagina” и “Aquita”. “La Pagina” которым руководили Никола Москарделли и Титта Роза (Nicola Moscardelli et Titta Rosa) в 1917 к ним присоединилась ? (Maria D’Arezzo) и журнал перебрался в Неаполь; “Arte Nostra” (Ferrare) “Cronache d’attualita” (Rome) под руководством Антонио Джуллио Браггалья (Anton Giulio Bragaglia) В 1917 “Procellarie” в Мантуе издавал Джино Кантарелли (Gino Cantarelli); “Noi” de Bino Sanminatelli et Enrico Prampolini; “Valori Plastici” de Mario Broglio. В 1920 новый визит Тцара в Италию, где вместе с Кантарелли, Эволой и Фиоцци издал журнал “Bleu” в Мантуе.

Многочисленные римские группы ортодоксальных футуристов печатали дада. Газета "Valori Plastici" М.Броглио (1-й номер 15.11.1918 с произведениями Карра, Савинио. Фолгоре и Де Кирико) уже в марте 1919 опубликовала Бретона, Супо, Дерме. Ежемесячник "Noi" Энрико Прамполини был как бы итальянским подобием журналов "Sic" и "Nord Sud".

Первая дадаисткая выставка состоялась в Италии в 1920 в "Каза д'Арте" Брагалья, игравшей в Риме ту же роль что и "Sans Pareil". Поэт Джулио Эвола печатал коллекцию Дада и написал два первых тома "Arte Astratta" (1920) и "La Parole obscure du paysage interieur". Кроме того Эвола ставил дадаистские спектакли типа "Jazz Dada Ball" (янв 1921). Он же основал самый представительный итальянский орган дада - журнал "Bleu" в июле 1920 в Мантуе вместе с поэтами Джино Кантарелли и Альдо Фьоцци (бывшими участниками другого авангардистского журнала - "Procellaria" изд.с 1917, всего несколько номеров). Всего три номера (июль, август-сент 1920 и январь 1921) в которых были представлены Пикабиа, Рибмон-Дессень, Арагон, Элюар, Сернер, Тцара.

В Голландии

Эфемерный центр дада в Амстердаме - где деятельность группы была оживлена Полем Ситроеном (Paul Citro¸ n) который часто посещал берлинских дада. Здесь дада был несомненно под влиянием взглядов группы “De STIJL”, чей создатель Тео Ван Дуйсбург подписывал именем I.K.Bonset дада манифесты и тексты маленького журнала “Mecano”, включенного им же в качестве цветной вкладки в журнал “De Stijl”. Ван Дуйсбург, как и Пансаэрс был в Берлине, по приглашению Рихтера и Эггелинга и был очень близок Швиттерсу, с которым он организовывал дада-вояж по Голландии в компании своей жены Нелли Ван Дуисбург и венгром Vilmos Huszar “самой великой пианисткой дада, какую знала Европа” (заглавие афиши к конгрессу конструктивистов в Веймаре в январе 1922, в котором приняли участие и дадаисты под мудрым руководством Тео, который в свою очередь открыл во время конгресса ошарашенным участникам подлинное имя дадаиста I.K.Bonset !). Штаб-квартира Дуисбурга была в Лейдене. Сам Дуисбург как Э.М.Купер в качестве издателя “De Stijl”, в котором в качестве вкладок печатался откровенно дадаистский “Mé cano”, который сам же составлял и редактировал (Лейден 1920-1922 - четыре номера: голубой, желтый, красный, белый - в нем сотрудничали Арп, Тцара, Рибмон-Дессень, Хаусман, Швиттерс, голландский архитектор Фриц вордемберг-Гильдеворт). Сам Дуисбург автор четырех теоретических трудов, один из которых “Что такое Дада?” вышел отдельной книжкой-брошюрой (Гаага, 1923)

Еще одно небольшое прибежище дада нашел в Гронингене, где типоргаф Хендрик Николас Беркман издавал на собственные средства занимательный листок “The Next Call”.

В России

вТифлисе Илья Зданевич и группа “41°

Симон Чиковани издавал журнал “H2SO4

“НИЧЕВОКИ” Рюрик Рок, Сусанна Мар, Сергей Садиков, Олег Эрцберг, Земенков

опубликовали в 1922 манифест “Да здравствует последний интернационал Дада мира”

 

Дада в Венгрии

Дада появилось после революции 1919 и эволюционировало или существовало до 1922, когда разочарованные поражением пролетариата прекратило существование, окрасившись перед этим в конструктивистские цвета. Здесь дада выливался на страницах журналов: “Akasztot Eber” (with Sandor Barta), “Ma” (“Сегодня” который издавал Лайош Кассак (Layosz Kassak) щедро представляя страницы всем авангардным направлениям, включая дада; оба издания печатались в Австрии, в Вене)

В Югославии

в 1922 поэт и журналист Драган Алексич, хозяин двух журналов “Dada Jazz” и “Dada- Tank” (не путать со словенским конструктивистским журналом "Tank" в Любляне) спец.номер "Dada-Tank" плод совместной работы десятка редакторов - Тцара, Швиттерса, Гюльзенбека. В 1922 в Загребе появился журнал “Zenit” - орган зенитизма - основатель движения Иван Голль в мае 1922 опубликовал антидадаистский памфлет "Dada-Jok" на восьми страницах (jok на хорватском? значит нет) составленный Виргилием и Валерием Полянски (?!). В Триесте журнал "Energie futuriste" симпатизировал идея дада, не вступая в ссору между Маринетти и парижскими дада...

В Польше

журнал “Blok” (1924) п/ред Хенрик Стражевскии

журнал “Zwotnika” п/р Тадеуша Пейпера

дада пропагандировал Титус Чижевски , который под псевдонимом Tlomaszul Ro-Dada выпустил несколько номеров газеты “Formisci” (в которой напечатаны Рибмон-Дессень, Конрад Уинклер, Аполлинер, Маяковский, Пикассо)

В Чехословакии

В Праге дада-манифестациями были организованы иностранными агитаторами - Хаусман, Гюльзенбек, Баадер, Швиттерс. Романист Мельхиор Вишер поддерживал связи с Берлином, Кельном и Парижем, но у себя на родине активности не проявлял.

26 февраля 1922 в Теплице-Шонау в присутствии Гюльзенбека художник Гуго Дюкс провозглашен главой чехословацких сюрреалистов. В Моравии о существовании Дада сообщил журнал "Pasmo" (Брно 1922-1925), который издавался под редакцией Картиана Сернича и Карела Тейге. Здесь печатались статьи и репродукции Ман Рэя, Швиттерса, Рибмон-Дессеня.

В Моравии - журнал “Pasmo” (Брно 1922-1925) п/ред Картиана Сернича и Карела Тейге - здесь печатаются статьи и стихи и репродукции Ман Рэя, Швиттерса, Рибмон-Дессеня.

Позже Карел Тейге издает в Праге журналы “Stavba” (1924) и “Disk” (1923-24)

В 1930 опубликовано одно из первых исследований по истории дадаизма:

Svet: Ktery vony. - Prague: Odeon. 1930

В Румынии : “75 HP” “Contimporanul”

В 1920 в Румынию вернулся один из патриархов - художник Марсель Янко, который разошелся с Тцара во время создания диссидентской группы “Das Neue Leben” и Ассоциации Радикальных Художников, когда в противовес доктрине Тцара выступил за конструктивный дадаизм и против нигилизма, любимого Тристаном...В Бухаресте Янко принял деятельное участие в работе журналов “75HP”основанного Илари Воронкой (давней соратницей Тцара по его румынскому периоду) и “Punkt” (который был основан в 1921 Скарлеттом Каллимачи, Воронкой и Виктором Браунером). Здесь дада близко смыкался с конструктивизмом (сам Янко отверг нигилистический путь дада). С 1922 Янко начал издавать “Contimporanul”, который оказался довольно успешным и популярным (в нем принимали участие Илари Воронка и Жак Костен) в 1923 к ним присоединились Б.Фундояну, С.Элиад, Ф.Корса, М. Патраску и А.Гад

В Латинской Америке

Влияние дада достигло и берегов Латинской Америки, так в Чили “Ariel”, в Бразилии - “Claxon”, в Аргентине - “Proa” и “Inicial”. В Японии идеи дада пропагандировал поэт Таканаши Шинкичи (Takanashi Shinkichi, 1922)

Мэтью Джозефсон руководил международным авангардистским журналом "Broom" (вместе с Гарольдом А.Рошем и Альфредом Креймборгом). Кроме того Джозефсон выпустил в Вене на английском языке во время Парижского конгресса Дада продадаистский журнал "Secession" (весна 1922)

другое

mvmt Fada en Marceille;

Toutou, Gaga, Nounou, l'Aaisme, Amorphisme,

Le semantisme de Pierre Chapka Bonniere in New York

Mectoumisme

Ercole Picadoreff fond. para-dadaiste = sensationnisme majeur

Ging (Mathias Lubeck)

Хостинг от uCoz